Главные международные кредиторы Украины — МВФ и Всемирный банк — одобрили планируемую правительством страны пенсионную реформу. И хотя формально в ней нет речи о повышении пенсионного возраста, в реальности благодаря заложенным в реформе ухищрениям мало кто из украинцев будет доживать до пенсии. А дальше будет еще хуже.
Эксперты Международного валютного фонда и Всемирного банка поддержали проект пенсионной реформы, подготовленный на Украине, сообщили в пресс-службе Министерства социальной политики страны.
Пенсионная реформа — одно из ключевых требований МВФ для продолжения программы кредитования Украины. Украинские власти, как могли, оттягивали момент принятия пенсионной реформы, которая грозит серьезными социальными волнениями. Чтобы снизить социальное недовольство, повышение пенсионного возраста в проекте завуалировали. Формально речь о нем не идет, главный акцент на повышении трудового (страхового) стажа.
Сейчас на получение пенсии уже в 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины) может рассчитывать любой гражданин Украины, имеющий 15 лет стажа. С 2018 года страховой стаж поднимается до 25 лет. И с этого же года требование к страховому стажу будет подниматься на один год вплоть до 2028 года. В итоге через десять лет, чтобы получить в 60 лет положенные выплаты, человек должен будет иметь стаж в 35 лет. Со стажем от 15 до 25 лет на пенсию можно будет рассчитывать в 63 года. При этом дается возможность «купить» до пяти лет стажа, сделав соответствующий взнос.
Граждане Украины, которым не удалось накопить и 15 лет страхового стажа, уже после 1 января 2019 года смогут рассчитывать лишь на выплату социального пособия и не раньше того, как им исполнится 65 лет. Для женщин введен в действие переходный период для повышения пенсионного возраста с 55 до 60 лет.
То есть только тот, кто всю жизнь работал и исправно платил страховые взносы в Пенсионный фонд Украины, тот и получит пенсию в 60 лет (речь о мужчинах). А если мужчина не нашел работы на родине или предпочитал зарабатывать в России или Европе, и поэтому не платил страховые взносы, то ему на пенсию в родной стране можно будет и не рассчитывать. Вернее, он может рассчитывать от государства только на социальную пенсию, а сегодня она составляет меньше 400 грн. (15 долларов) и только в 65 лет.
На первый взгляд кажется, что это вполне справедливо при солидарной схеме пенсионной системы. Раз человек не отдавал страховые взносы, то с какой стати он должен получать пенсию на старости? Однако украинские власти создали такую ситуацию, при которой гастарбайтеры, работая за границей и пересылая в страну доллары, делают для стабильности экономики страны куда больше, чем сами власти и работающие официально за 6,4 тыс. грн. (243 доллара, средняя зарплата в стране) граждане внутри Украины. Именно гастарбайтеры выступают главными иностранными инвесторами в украинскую экономику.
К тому же даже внутри страны многие работают неофициально. Зачастую они соглашаются работать без оформления, чтобы иметь возможность оставлять себе более 20% потенциально выплачиваемых налогов, автоматически теряя трудовой стаж, отмечает газете ВЗГЛЯД экономист из «Украинского выбора» Александр Колтунович. Многие компании выживают только потому, что работают в серую.
Наконец, часть текущих пенсионеров — липовые. «В стране множество тех, кто не нуждается и не имеет законного права на пенсионные выплаты. К примеру, даже самые простые чиновники сразу делают себе третью группу по инвалидности и уходят на пенсию. Таких случаев миллионы. Напротив, у многих реально болеющих пропадают истории болезни», — рассказывает Колтунович. Если бы учет граждан в стране работал лучше, то пенсионеров на Украине было бы меньше, учитывая реальные возрастные категории населения, добавляет он.
Сейчас до 60 лет не доживает больше трети живущих на Украине мужчин. Пенсионный фонд страны столь непродолжительный уровень жизни, казалось бы, должен только радовать. Но одна из проблем Украины в том, что в стране слишком мало официально работающего трудоспособного населения. По данным на 2016 год, на 16,4 млн занятых официально на Украине приходится 12,1 млн пенсионеров. Еще в 2015 году дефицит Пенсионного фонда составлял 80 млрд грн. при расходах 245 млрд грн., а доходы сводного бюджета Украины составили 652 млрд грн. В 2016 году — дефицит Пенсионного фонда уже 145 млрд грн., а доходы бюджета — 700 млрд грн. То есть на решение пенсионных проблем идет уже 21% доходной части бюджета.
Выхода два — либо повышать доходы бюджета, либо меньше платить пенсионерам. МВФ считает второй путь более справедливым, поэтому данному рецепту и следуют киевские власти.
В итоге будущему поколению граждан Украины придется не только расплачиваться по долгам, накапливаемым сейчас государством, но еще и самим себя обеспечивать на старости лет. Потому что пенсионная реформа, с одной стороны, сократит пенсионный дефицит. Но для граждан страны это будет означать одно — реальные пенсии будут получать немногие.
«Пострадают в первую очередь не те украинцы, которым скоро выходить на пенсию и кто всю жизнь проработал официально, а нынешнее молодое поколение, которое сегодня не может официально трудоустроиться даже на минимально оплачиваемую госслужбу. Не смогут претендовать на пенсию и те, кто сегодня работает за рубежом, а это до 10 миллионов человек. С учетом рекордной молодежной безработицы, а также огромного количества трудовых мигрантов (порядка 10 млн), наработать 35-летний трудовой стаж на Украине мало кто сможет», — считает Колтунович.
В Европе схожие демографические проблемы, и там тоже повышается пенсионный возраст. Однако европейцы умирают в среднем гораздо более позже, чем жители Украины, а проблема недостачи молодых рабочих рук решается за счет мигрантов. У Украины же ситуация обратная — молодые уезжают оттуда. Это значит, что из пенсионного кризиса стране поможет выбраться только резкое повышение благосостояния ее жителей. Осталось понять, как киевские власти добьются этого.
Ольга Самофалова