Европейский комитет представителей стран ЕС снова перенес рассмотрение решения о предоставлении безвизового режима для Украины, Турции, Грузии и Косово. Сообщается, что следующая встреча представителей в комитете состоится в сентябре. О том, почему Украине в очередной раз отказали в безвизовом режиме, корреспондент ГолосUA узнавала у эксперта-международника Украинского института анализа и менеджмента политики Владимира Воли.
— Владимир, в чем причина того, что ЕС отложил рассмотрение вопроса о предоставлении безвизового режима Украине до осени?
— Причин много. Первая из них — это неурегулированность проблемы беженцев. Евросоюзу не удалось достичь соглашения по беженцам с Турцией. Если говорить о том, на какой стадии эти переговоры — это пока консультации без перспективы прорыва, возможности того, что какая-то из сторон пойдет на встречу другой, пренебрегая заявленными позициями. В этой ситуации единственный выход — отложить рассмотрение вопроса на осень. За этот период Евросоюз может разработать план «Б», то есть, механизм досрочного прекращения соглашения о предоставлении безвизового режима.
— Как это может быть осуществлено?
— Если говорить о плане «Б», нужно иметь в виду, как минимум, два момента: первый — создание и финансирование лагерей для беженцев на территории Греции, Иордании, Ливана, а также, возможно, Болгарии и Румынии. Но вторая часть более важна: решение проблемы таким образом, чтобы избежать потока беженцев. Для этого, думаю, Запад в целом, а ЕС и США в частности, решили активизировать усилия по разгрому ИГИЛ на территории Сирии. Чтобы на этой территории уже создавать лагеря, условия для возвращения беженцев. Поэтому так активизировалось сейчас наступление на город Ракку — столицу ИГИЛ, которое осуществляют курды при поддержке США, сирийская и арабская оппозиция при поддержке США и французского спецназа, и с юга происходит наступление сирийских правительственных сил Башара Асада при поддержке России. То есть, фактически, сейчас все занялись наступлением против ИГИЛ, на всех фронтах — не только в Сирии, но и в Ираке, также по двум направлениям.
— Как это связано с безвизовым режимом для Украины?
— Если удастся к концу лета подойти к Ракке, взять этот город в осаду, освободить от ИГИЛ значительную часть Сирии, плюс — установить перемирие, это создает условия, чтобы беженцы не шли в Европу и позволит направить их поток в обратную сторону. Нужно создать условия для возвращения людей. Необходимы гуманитарные миссии по созданию лагерей беженцев, их возвращение в дома. Это может случиться до осени. В зависимости от того, что удастся реализовать, будет зависеть решение по поводу Украины.
— Почему не дали безвизовый режим Грузии?
— Из-за того, что преступные организации из Грузии проникают в Европу. Это то, что они озвучили.
— События внутри Украины как-то влияют на решение ЕС о предоставлении безвизового режима?
— Европейцев тревожит проблема нелегальной украинской миграции, они предлагают с этим разобраться.
— От чего еще будет зависеть судьба этого решения?
— Оно еще будет зависеть и от того, как проголосуют британцы на референдуме 23 июня (референдум о выходе из ЕС — ред.). И дополнительный момент — как будут развиваться отношения внутри Европы, между нынешним руководством Польши и старой Европой, Германией, Францией на почве миграционного кризиса.
— Каких шагов во внутренней политике могут потребовать европейцы от украинской власти?
— Это — вопрос полного прекращения огня на Донбассе, перевод Минского процесса из военной стадии в политическую фазу, хотя бы «одной ногой». Такие шаги увеличат шансы Украины в получении безвизового режима с ЕС.