Этот транспортно-транзитный монстр должен был не только доставить в Поднебесную образцы продукции лучших украинских мастеровых и промышленников, поразить китайцев гармоничностью сочетания цена-качество, но и (что самое главное) перепортить Путину и Медведеву все планы и намерения запустить новый торговый «великий шёлковый путь» по территории Российской Федерации. Но как-то не сложилось. Поезд с товарами сперва заплутал в степях Казахстана, потом искали деньги за проезд по иностранным дорогам, потом ещё что-то. В итоге поезд опоздал на несколько дней, поездка обошлась в несколько раз дороже планируемого, и вообще украинскую железнодорожную пощёчину российской великодержавной политике никто особо и не заметил. И о самой этой идее исполнительные украинские СМИ замолчали как по команде. Вроде бы как и не было этого поезда.
Вообще, за неполные четверть века новейшей независимости Украина ухитрилась растерять очень многое из доставшегося ей наследства. Почти всё, что делало её когда-то цивилизованной страной. Не хочется писать «европейской», потому что много кто из сегодняшних т.н. европейцев дорого бы дал, чтобы иметь хоть немножко из того, что было у Украины до августа 1991 года. Была развитая промышленность, были прибыльные аграрное и животноводческое производства. Было и высокотехнологическое производство — от компьютерной техники до собственного космического и авиастроения. Была неплохая собственная наука. Система образования. Медицина и социальная защита. Было растущее население. В общем, много чего было.
Сегодня все цивилизационные достижения Украины уже можно пересчитать по пальцам. Ещё имеется относительно грамотное население (покупатель всё-таки должен уметь прочесть название товара и понимать язык западного работодателя). Ещё существуют какие-то осколки прежней промышленности и даже энергетики. Селяне сеют. Правда, хлеб ни по качеству, ни по цене не сравнить с прежним. Зато поставки украинского зерна в страны Азии и Ближнего Востока неизменно высоки. В Европу по-прежнему не принимают. Ни зерно, ни Украину.
Осталось ещё выгодное географическое положение Украины как транзитного государства между Европой и Азией. Но даже этот фактор может быть потерян. Как говорится, легко и просто.
Сегодня Украина затеяла новую экономическую войну с Российской Федерацией. После недавней т.н. «крымской блокады» теперь уже преимущественно на Западной Украине началась новая блокада. На этот раз — сугубо транспортная. С 11 февраля, как всегда, добровольцы из различных «патриотических» группировок — от всё того же «Правого сектора» до т.н. «Патриотов Украины» — блокируют проезд тяжелогрузных автомобилей как из РФ, так и в неё. Как всегда, это бессрочная акция под элегантным названием «Медвежья блокада».
Сначала всё началось в Закарпатье. За считанные часы блокпосты были установлены на трассах уже в 10 областях: Львовской, Ивано-Франковской, Волынской, Житомирской, Ровенской, Черновицкой, Закарпатской, Днепропетровской, Винницкой и Сумской. Самое любопытное, что в верных властям украинских СМИ всё это до сих пор преподносится как стихийный протест неких активистов, недовольных тем, что торговля между Евросоюзом и Россией осуществляется через территорию Украины российскими же автокомпаниями. Забавно, что призывы к соратникам, сознательно или нет, дублируют т.н. «майданные призывы», которые в 2013 году, якобы по собственной инициативе, распространял нынешний депутат Верховной Рады от президентского блока Мустафа Найем.
«Требуем прекратить транзит российских товаров через Украину, а также вывоз стратегических товаров из Украины. Тепло одевайтесь, с собой берите дождевики, что-то перекусить и хорошее настроение». Признаться, очень слабо верится в спонтанность и стихийность такого рода протеста. Неплохая организация говорит не только о едином руководящем центре моментального создания целой сети блокпостов на основных магистралях Украины. Но и более того — это говорит о выполнении единого задания, поставленного на общегосударственном уровне.
Тем более, если припомнить совсем недавние события. В январе 2016 года неудачей завершились российско-польские переговоры по вопросам разрешений транспортным компаниям на текущий год. Замминистра транспорта РФ Николай Асаул и его польский коллега Ежи Шмит не смогли определить взаимовыгодные точки соприкосновения. Россия требовала ужесточить ответственность за нарушение правил международных автоперевозок. Польша же требовала снизить эти штрафы и увеличить квоты для своих дальнобойщиков. Результат — с 1 февраля движение крупнотоннажных грузовиков между странами прекратилось.
Если бы Польша начала некую акцию, подобную украинской «медвежьей блокаде», то особых вопросов и не возникло бы. Но какой смысл Украине сегодня начинать подобное? Почему было не воспользоваться ситуацией? Не обеспечить возросший российский грузовой транзит по своей территории в Европу через словацкую, венгерскую и румынскую границы? Разве стали бы лишними для украинского бюджета дополнительные таможенные сборы или возросшие продажи топлива?
Тем более, что экономически такая транспортная блокада Украине никак не выгодна. Около тысячи транзитных большегрузных фур в сутки — это минимум, который гарантированно могла бы взять на себя транспортная система страны. Это порядка нескольких десятков миллионов гривен в месяц. Наконец, это положительный имидж для государства, которое безукоризненно выполняет условия действующего соглашения между правительством РФ и правительством Украины о международном автомобильном сообщении, согласно которому стороны обеспечивают возможность осуществления транзитных перевозок по своим территориям.
Вместо этого Украина, уже на правительственном уровне, с 15 февраля 2016 года полностью приостанавливает транзитные перемещения грузовых автомобилей РФ по украинской территории. Мотив — Россия после трёхдневных блокировок своих грузовиков в ответ тоже начала блокировать украинские грузоперевозки по своей территории. Это даже не уровень детсадовских разборок — кто первый начал. Это гораздо хуже. Зачем это всё?
Очевидно, что все возможные экономические и международно-правовые преференции были принесены в угоду чему-то другому. Или кому-то, точнее. Ответ, что называется, лежит на поверхности. Старый добрый принцип: Cui bono? Cui prodest? (Кому выгодно? Кто от этого выиграет?)
Польша и Прибалтика (последняя тоже всячески ищет дополнительные выгоды от российских транспортников) — государства, хоть и входящие в Европейский Союз, но составляющие там т.н. «проамериканский блок». То есть во всех своих внешнеполитических и внешнеэкономических действиях придерживающиеся проамериканского курса. Даже в ущерб общеевропейскому. Это общеизвестный факт. Соединённым Штатам сегодня выгодно во всех отношениях любое напряжение между ЕС и РФ. А здесь такой удобный случай: с помощью своих европейских саттелитов можно не только нанести экономический ущерб и Евросоюзу, и России одновременно. А с помощью украинских марионеток вообще можно потенциально ввергнуть Европу в эпоху средневековых границ и множества таможен. Когда любая область, край и территория таковые имели и думали, что это очень выгодно. Как говорится, лиха беда начало.
А вы говорите Шенгенские соглашения, Украина вот-вот войдёт в Евросоюз… На самом же деле, страна возвращается в эпоху феодализма.
Андрей Чесноков