Людей всегда привлекали и привлекают тайны. Более того, многие из нас уверены, что всё самое важное происходит где-то там, «за кулисами». Именно поэтому «тайный» визит Бориса Грызлова в Киев для беседы с Петром Порошенко и «тайная» встреча Владислава Суркова с Викторией Нуланд вызвали ажиотаж, а также разнообразные сплетни и слухи.
Однако мир так устроен, что всё самое важное в нём всегда лежит на поверхности. Просто надо уметь его видеть. Чтобы знать и понимать важное, необязательно быть посвящённым в некие тайные знания. Поэтому в Минских соглашениях большое значение имеет не то, о чём говорили Порошенко с Грызловым, или Нуланд с Сурковым, а то, что на данный момент уже сделано для реализации Минска-2. Только это может приоткрыть завесу над перспективами мирного урегулирования украинского конфликта. Любое дело делается, только если его делают.
В феврале «второму Минскому соглашению» исполнится год. По сути, мы накануне юбилея. Юбилеи обычно празднуют. Но есть ли в данном случае повод для праздника?
Стоит признать, что через год после подписания Минских соглашений, ни один из пунктов этого документа не был выполнен. Подчёркиваю — ни один. Более того, в январе 2016 года процесс мирного урегулирования вернулся на исходную позицию, с которой началась его реализация. Сейчас, как и год назад, продолжается стрельба в зоне конфликта. После январских праздников в Донбассе стреляют много, часто и из всех видов оружия. Наступательные операции не проводятся, но то, что вялотекущий военный конфликт продолжается — очевидный факт.
Таким образом «вторые Минские соглашения», как и первые, фактически остались на бумаге. В телевизионных новостях каждый день идут сюжеты о миномётных и артиллерийских обстрелах Донбасса. На данный момент нет даже иллюзии перемирия. Теперь она никому не нужна.
Почему же до сих пор не реализованы минские соглашения?
Как в очередной раз утверждает официальный Киев, в срыве Минска-2 целиком и полностью виновата Москва, а также её сателлиты — ДНР-ЛНР. Понятное дело, что утверждение украинских властей является абсолютной «истиной». Все же знают, что иных утверждений украинские власти не делают. Яростные вопли о срыве Владимиром Путиным Минских соглашений отчётливо слышны в Европе и США. Причём их бы там услышали, даже если бы Порошенко внезапно потерял дар речи. О виновности России пронзительно кричала бы тишина. Не секрет, что Запад слышит только то, что хочет слышать. Такой вот у него специфический слух.
При этом совершенно непонятно, каким образом Москве удаётся не выполнять Минские соглашения. Ведь в их тексте нет ни одного российского обязательства. Подчёркиваю — ни одного. И это понятно, если учитывать, что война в Донбассе — гражданская. Да, обе стороны конфликта поддерживаются извне. ДНР-ЛНР получает помощь от России, Украину содержат США и Европа, но ведь в отношении последних санкции не вводятся. А ведь именно они создали украинский конфликт, организовав и поддержав государственный переворот.
При этом очень странно выглядят санкции, введённые в отношении России, из-за того, что она оказывает помощь Донбассу. Обратите внимание, против политического режима, возникшего в результате насильственного, антиконституционного захвата власти, санкции введены не были. Против США, организовавших государственный переворот на Украине, санкции введены не были. В отношении украинского президента, отдавшего приказ армии начать военную операцию против гражданского населения, санкции введены не были. А вот против России, которая поддержала ДНР-ЛНР в их борьбе с незаконными неонацистскими формированиями, попытавшимися утопить Донбасс в крови, и украинской армией, выступившей против собственного народа, санкции ввели.
Замечательно получается, не правда ли? И при этом Запад продолжает с каким-то фантастическим цинизмом рассказывать о том, что такое законность и справедливость, которые он якобы защищает по всему миру.
Примерно такая же абсурдная ситуация сложилась и с выполнением Минских соглашений. Если внимательно ознакомиться с их содержанием, то без труда можно заметить, что они состоят из двух частей. Первая часть это — обязательства Украины, а вторая часть — обязательства ДНР-ЛНР. Причём в тексте Минска-2 особо подчёркивается последовательность выполнения пунктов. Для чего это сделано? А для того, чтобы лишить Киев возможности обмануть Донецк и Луганск.
Представьте себе ситуацию, при которой украинская армия берёт под свой контроль границу в Донбассе, а вооружённые формирования ДНР-ЛНР разоружаются (как этого хочет Киев). При этом нет ни закона об амнистии, ни закона о выборах в «отдельных регионах Донбасса», ни поправок в конституции Украины, закрепляющих особый (т.е. автономный) статус этих «отдельных регионов». Ни-че-го. А вместо этого — неонацистские карательные батальоны, украинская армия и СБУ.
Как вы думаете, что после этого произойдёт? Нетрудно догадаться, не так ли? ДНР-ЛНР после этого просто будут утоплены в крови. В «отдельных регионах Донбасса» начнётся массовый террор. Т.н. «сепаров» и «ватников» будут убивать без суда и следствия тысячами. А Запад сделает вид, что ничего не происходит. Как это было весной и летом 2014 года.
Обязательства и обещания представителей нынешнего политического режима на Украине, а также их западных покровителей, не стоят даже той бумаги, на которой они написаны. Договариваться с ними о чём-то можно лишь держа в одной руке заряженный пистолет, а в другой — ручную гранату (желательно — с выдернутой чекой). В противном случае вам перережут горло прямо за столом переговоров, а потом ещё будут этим гордиться как выдающимся подвигом.
Верить Киеву, тем более Вашингтону и Брюсселю нельзя ни при каких обстоятельствах. Об этом наглядно свидетельствует трагическая судьба тех, кто им поверил. Именно поэтому в Минских соглашениях прописана строгая последовательность их реализации, в соответствии с которой её начало возлагается на Киев, а завершение — на Донецк и Луганск. В противном случае очередное гнусное предательство и большая кровь будут неизбежны. Существование нынешней Украины без предательств и преступлений уже трудно себе представить. Она ими дышит, как всё живое дышит воздухом.
Таким образом, восставший против госпереворота регион пока ещё готов вернуться в состав Украины, но на условиях особого статуса, предоставляющего автономию и безопасность. И это условие Украина ему должна обеспечить. Должна, но не обеспечила. Нет ни прекращения огня, ни отвода тяжёлых вооружений, ни согласованных договорённостей о проведении местных выборов, ни закона об амнистии, ни обмена и освобождения всех заложников и пленных, ни особого статуса «отдельных регионов Донбасса», зафиксированного в Конституции. Нет ничего… А ведь уже практически прошёл год, с момента подписания Минских соглашений.
Возникает ощущение, что Киев пытается целенаправленно сорвать реализацию Минска-2. Впрочем, об этом говорят не только ощущения, но также здравый смысл и элементарная логика. Главная тайна Минских соглашений заключается в том, что они совершенно невыгодны ни нынешнему политическому режиму на Украине, ни Соединённым Штатам, которые этим режимом управляют. Для первого Минские соглашения это — поражение и капитуляция, для вторых это — очередной проигрыш в геополитической игре. Минск-2 выгоден лишь простым украинским гражданам. Но кого сейчас на Украине волнуют интересы простых граждан? Ведь они давно уже стали покорным, расходным материалом своих майданных правителей.
Так почему же нынешний политический режим в Киеве заинтересован в провале Минских соглашений?
Во-первых, «особый статус отдельных регионов Донбасса», по сути, перечёркивает как «революцию достоинства», так и «АТО». Ведь майдан фактически породил ДНР-ЛНР. Это его главный результат (если не учитывать уход Крыма, разрушение украинского государства и финансово-экономический коллапс, накрывший после майдана страну). А т.н. «антитеррористическая операция» — это попытка исправить главный результат майдана путём уничтожения народных республик. Причём, попытка крайне неудачная, кровавая и бессмысленная.
Именно поэтому признание Украиной «особого статуса» ДНР-ЛНР будет не просто очередным её поражением, а официальной и безоговорочной капитуляцией в войне с самопровозглашёнными республиками.
Во-вторых, донецкая автономия в составе Украины (с внешнеполитическими и внешнеэкономическими полномочиями, а также собственной армией) это — тяжёлый политический противовес центральной власти, который обречён играть очень важную роль во всех политических и государственных процессах на Украине и изнутри влиять на всё украинское государство в целом. По сути, если донецкая автономия возникнет, она станет альтернативным Киеву центром власти, влияния и силы, без которого ни одно важное решение на Украине не сможет быть принято.
В-третьих, донецкая автономия — прецедент расширения региональной власти и полномочий. И этот прецедент захотят повторить многие региональные элиты Украины. У них сам собой возникнет резонный вопрос: если это можно Донецку и Луганску, то почему это нельзя нам?
К тому же надо учитывать тот факт, что в условиях недееспособной и нищей центральной власти, многие регионы захотят максимальной автономии по донбасскому варианту, чтобы получить возможность самостоятельно решать свои финансово-экономические проблемы. Центральная власть, неспособная содержать дотационные регионы, им не нужна. Уже сейчас, в условиях новой руины, многие украинские области остро нуждаются в прямом торговом и хозяйственном взаимодействии с иностранными партнёрами. В нынешних раскладах Киев превратился в ненужного и обременительного посредника. А для некоторых регионов Киев стал ненасытным нахлебником.
Поэтому «особый статус некоторых регионов Донбасса» будет первым шагом к федерализации, а, возможно, и конфедерализации Украины.
В-четвертых, донецкая автономия — это очень тяжёлое финансово-экономическое бремя для нищей Украины, с её разрушенной экономикой и пустой казной. А ведь если ДНР-ЛНР войдут в состав Украины, восстанавливать их придётся Киеву. То есть украинской власти надо будет финансировать практически неконтролируемые ею территории. Вряд ли подобная перспектива вызывает у неё восторг и энтузиазм.
И, наконец, в-пятых стоит признать, что к появлению донецкой автономии абсолютно не готова майданная часть украинского общества, доведённая официальной пропагандой до состояния массового психоза.
Ведь два года ей последовательно вбивали в голову, что d Донбассе живут не люди, а «ватники», «колорады», «сепары» и прочие недочеловеки, продавшиеся Москве за бутылку водки. И что с ними надо не договариваться, а уничтожать. Ну, или в лучшем случае, их надо держать в железной клетке. Над созданием в массовом сознании украинских обывателей подобного образа донбасских «недочеловеков» не покладая рук трудятся не только СМИ, но и разнообразная т.н. творческая интеллигенция Украины (поэты, писатели, художники и пр.). Украинским «рыцарям света» упорно противопоставляются абсолютно расчеловеченные донбасские «орки».
И тут, после реализации Минских соглашений, вдруг окажется, что в ДНР-ЛНР тоже живут люди. Причём люди, у которых есть своё мировоззрение, свои ценности, своё достоинство и право на свободу, свои интересы, с которыми «правильные украинцы», отскакавшие майдан, отслужившие в «АТО» и отработавшие в волонтёрских структурах, обязаны считаться.
Более того, если Минские соглашения будут реализованы, и возникнет донбасская автономия с её особым статусом, то на Украине и статус вчерашних донбасских «недочеловеков» окажется более высоким, чем у любого «пэрэсичного украинолюба». Это будет не только статус победителя, но и статус гражданина, имеющего, по сравнению с иными гражданами Украины, гораздо больше личных возможностей, обусловленных автономией его родного региона.
Всё это в целом делает Минские соглашения абсолютно невыгодными для существующего сейчас на Украине политического режима. А поэтому, вероятнее всего, в ближайшее время Киев перестанет себя утруждать даже имитацией реализации Минска-2.
При этом не стоит забывать, что Соединённым Штатам (в отличие от их недалёких европейских сателлитов) реализация Минских соглашений также не нужна. В геополитическом плане Вашингтону необходим затяжной конфликт на Украине. Для США он — крючок, при помощи которого они держат Россию под финансово-экономическим и политическим давлением. Конфликт на Украине это — механизм деструктивного воздействия на Российскую Федерацию. И Вашингтон заинтересован в как можно более длительном воздействии подобного рода. Именно поэтому реализация Минских соглашений ему не выгодна. Таким образом, в желании похоронить Минские соглашения США и Украина — союзники.
Что стоит ожидать в ближайшее время, с учётом сложившейся ситуации? Вероятнее всего Киев попытается выйти из Минских соглашений, устроив ряд демаршей и провокаций, чтобы ответственность за это возложить на Россию. Очень похоже на то, что времена Минска-2 подходят к своему концу.
Что будет, если Киев откажется от Минских соглашений?
Вероятнее всего, США и Украина попытаются навязать России свой вариант мирного урегулирования. Но крайне сомнительно, что Москва его примет. Скорее всего, американцы предложат то, на что русские никогда не согласятся. А это, в свою очередь означает, что, либо произойдёт замораживание конфликта, с окончательным оформлением независимости ДНР-ЛНР, либо Украина попытается ещё раз уничтожить донбасские республики силой оружия. В Киеве сейчас уверены, что у ВСУ достаточно сил для проведения на Донбассе блестящего блицкрига.