В Польше за последний месяц произошли кардинальные изменения. Настолько кардинальные, что Лех Валенса высказался о них не иначе, как об угрозе «гражданской войны».
Экс-президент Польши считает, что действия только что избранной партии «Право и справедливость», которая получила в свое единоличное управление правительство (а также незадолго до того и пост президента), раскалывают страну и ведут к гражданской войне. Он предложил готовиться к референдуму, чтобы снять эту опасность, а также обязательно ограничить полномочия президента Дуды.
Сам недавно избранный президент Анджей Дуда оказался из нового поколения политиков. Его действия, его слова и форма обращения к народу где-то напоминают действия или слова Виктора Ющенко или Петра Порошенко на Украине. Он не лидер нации, а своеобразный менеджер, пытающийся угодить всем, а в результате только раскалывающий общество, ему не хватает той позитивной «тяжеловесности» и моральной ответственности, какая была у тех же Квасьневского и Валенсы.
Теперь впервые после 1989 года власть в стране принадлежит одной партии. Партия «Право и справедливость» по своей сути и политическому подходу очень напоминает такую украинскую партию как «Свобода». В российских СМИ сложился образ «Свободы» как неофашистов, но на самом деле это не совсем так. С неофашистской риторикой они частично заигрывали, хотя скорее это правые католические (греко-католические) консерваторы, аналогичные польской партии «Право и справедливость».
Действия Дуды и парламентариев от «ПиС» буквально через месяц привели к многотысячным демонстрациям в десятках городов страны и массовым протестам, последние из которых прошли в прошлую субботу. В Польше сформировался так называемый Комитет охраны демократии, направленный на преодоление единовластия в стране, которое две недели назад не кто бы то ни было, а сам президент Европарламента Мартин Шульц назвал в интервью немецкой газете не иначе как «государственным переворотом».
Непримиримая «Право и справедливость»
«Право и Справедливость», где командует брат погибшего Леха Качинского Ярослав, очень похожа на новую украинскую власть. Действия «ПиС» характеризуются аналогичной, пусть и более мягкой бескомпромиссностью, какой обладают новые власти Украины. В стране из-за этой непримиримости и сжигания мостов разгорелся скандал с Конституционным судом.
В ночь с 25 на 26 ноября новоизбранный сейм, где большинство занимает «ПиС», отменяет постановление прежнего состава парламента о назначении ряда судей Конституционного суда, где большинство было у Гражданской платформы. Судьи, которые заступили на должности только 7 ноября, вынуждены покинуть свои посты. При этом, согласно польской Конституции, Сейм может назначать, но не вправе лишать судей Конституционного суда их должностей, но тем не менее «ПиС» идет на этот шаг, при чем не понятно, почему и чем так не угодили им эти судьи, кроме того, что были назначены Гражданской платформой.
2 декабря польский парламент избрал четверых новых судей Конституционного суда и опять почему-то ночью (очень спешили!) в присутствии президента Польши Анджея Дуды они принесли присягу. Такая поспешность была вызвана возможными ответными действиями оппозиции. В итоге получается конституционная коллизия: вместо пяти судей Конституционного суда формально их уже десять. Это, а вместе с тем намерения «ПиС» национализировать польское общественно-правовое вещание, привело к массовым протестам и демонстрациям, развернутым в десятках городов страны, а также за рубежом.
Главенствующий ныне в ЕС Люксембург заявил в ответ на такие действия о необходимости вмешательства ЕС в дела Польши, так как там начинается «атака на демократию». 21 декабря министр иностранных дел Люксембурга пригрозил лишением Польши на время права голоса в ЕС. Накануне влиятельная New York Times назвала новое правительство Польши таким, что ввергает страну резко вправо, и что США и Европа этим обеспокоены.
Такое сходство между «ПиС» и новой украинской властью обусловлено фундаментальным сходством платформ политической идеологии. И те, и другие считают, что страну, которая была до них, не просто нужно развивать и улучшать, а нужно полностью поменять, начав всю историю заново. Такая позиция неизбежно приводит к гражданскому конфликту.
IV Речь Посполитая
«ПиС» уверена, что настало время 4-й Речи Посполитой, где не будет места либералам, левым, а также любой пророссийской позиции. «ПиС» — радикальные консерваторы правого толка, тесно сплетенные с католической церковью. Польша — это самая католическая страна на данный момент на континенте, а возможно, и в мире. Новый клерикализм плотно вошел в ткань политики партии «ПиС».
Эта политика характеризуется т.н. «новой традиционностью». Часть элементов этой новой традиционности близка украинскому и российскому обществу: это резкое осуждение однополых браков, ограничение на аборты, к слову, Польша — одна из немногих стран в Европе с крайне низким количеством абортов на тысячу жителей.
В тоже время «Право и Справедливость» занимает жесткую позицию по вопросу беженцев, не желая принимать их на своей территории. К партии примыкают антисемитские польские круги.
Эта антилиберальная (а в конечном итоге антиевросоюзная позиция) и приводит новое правительство к конфликту с еврочиновниками, и даже частично с США, которые активно этих еврочиновников спонсируют и поддерживают.
Так, ночью 18 декабря новое Министерство национальной обороны Польши сообщило о смене главы экспертного центра НАТО, так называемого контрразведывательного центра НАТО на территории Польши. Уполномоченный Минобороны по вопросу создания Экспертного центра контрразведки НАТО (ЭЦК) Бартломей Мисевич назначил на место полковника Кшиштофа Души полковника Петра Балу, сообщает Радио Польша. Смена руководства центра впервые происходила силой, несмотря на то, что он формально принадлежит странам НАТО и соподчиняется Словакии. Самого Кшиштофа Душу подозревают в шпионаже в пользу США. Начиная пусть и такие незначительные антиамериканские действия, при этом «Право и Справедливость» сохраняет свою антироссийскую риторику, а также поддерживает риторику против героизации бандеровщины на Украине.
Итоги
Политическая повестка Польши действительно напряженная. С одной стороны консервативные правые тенденции в лице «ПиС» получают достаточно широкую поддержку народа, но ее недостаточно, чтобы кардинально изменить ситуацию в стране, которую партия Ярослава Качинского вознамерилась радикально менять. Именно поэтому и наметился серьезный конфликт в польском обществе, о котором Лех Валенса и сказал, как об угрозе гражданской войны. В противовес «ПиС» был оформлен союз либералов, европейских левых и проевросоюзных партий, который и многочислен, и имеет поддержку в ЕС и США.
Уже вторые выходные по стране проводятся массовые демонстрации, но пойти на уступки «ПиС» не только не хочет, но и не может без потери своего лица и своей только что полученной широкой поддержки.
Так, экс-кандидат на пост президента Польши Гжегож Браун заявил, что протесты оппозиционного Комитета охраны демократии — организованные акции к подготовке майдана и смены власти… «по сценарию Украины».
— У них Украина была на первое, а главным блюдом будет Польша, — уверен Браун.
Другой известный польский политический деятель Павел Кукиз заявил, что протесты финансирует еврейский миллиардер, акцентируя внимание на их якобы «проплаченности». Ситуация действительно напоминает времена подготовительной к майдану акции «Украина, вставай», в которой участвовали за 9 месяцев до самого майдана будущие лидеры киевского евромайдана.
Осталось дело за малым — за решением Вашингтона. Как будут развиваться события далее — скоро увидим…
Василий Муравицкий