Турецкий гамбит - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Турецкий гамбит

Читать в
С точки зрения здравого смысла остаётся загадкой, для чего, с какой целью турки демонстративно сбили российский самолёт, недоумевает автор «Украина.Ру» Андрей Ваджра

Совершенно непонятно, чем они при этом руководствовались и какую выгоду планировали от этого получить. Никакой угрозы для Турции российский бомбардировщик не представлял, даже если допустить, что, как утверждает Анкара, 17 секунд он летел над турецкой территорией. В любом случае это не причина для того, чтобы сбивать самолёт. Да и не успели бы спонтанно истребители Турции за это время обнаружить и атаковать нарушителя.

Всё это свидетельствует о том, что «сушку» достаточно долго «вели», чтобы можно было в удобный момент атаковать. А это значит, что сбили российский самолёт не с целью обеспечения безопасности. Причины данной акции лежат в политической плоскости. Самолёт планировали сбить заблаговременно.

Поэтому совершенно естественно выглядит и то, что процесс уничтожения Су-24 был профессионально зафиксирован на видео заранее приехавшими к месту события журналистами, а расстрелом с земли катапультировавшихся российских лётчиков командовал гражданин Турции.

Понятное дело, что подобные вещи не прощаются. Де-факто Турция напала на Россию. Возможно, сама того не осознавая. За подобные вещи наказывают. Причём предельно жёстко, с нанесением агрессору максимального урона и ущерба.

Однако объявления войны не будет. В этом нет надобности. У России есть повод, но нет причин начинать войну с Турцией. Война ей не нужна. Однако отныне Россия будет относиться к Турции как к врагу. И поступать соответствующим образом. «Ответка» придёт, но в «гибридном» виде, без бурных эксцессов и хватания за грудки.

Весь инцидент со сбитым Су-24 в целом выглядит как подготовленная провокация. Можно предположить, что Турция планировала её использовать в своей политической игре. А кто-то ещё, в свою очередь, планировал использовать Турцию. Поэтому всё пошло не так, как хотелось Анкаре. «Факир был пьян, и фокус не удался». Вместо того чтобы существенным образом усложнить позицию России в сирийском конфликте, Турция своими действиями лишь развязала ей руки, подставив себя под прямой удар с разных сторон.

До инцидента с Су-24 ВКС РФ приходилось действовать с учётом «турецкого фактора». Дело в том, что на приграничных сирийских территориях (северо-запад Сирии), существуют анклавы, опосредовано контролируемые Турцией. Основу находящихся там вооружённых формирований составляют т.н. сирийские туркмены (туркоманы), воюющие против сирийского правительства с 2012 года. Они являлись и являются главным военно-политическим инструментом Турции в Сирии. Именно на них Анкара сделала ставку, когда начала продавливать план т.н. «буферной зоны» на сирийской территории. Этой «буферной зоной» Турция пытается прикрыть свою интервенцию.

Вышеупомянутые территории — неофициальная зона влияния Турции. Практически все находящиеся там исламистские бандформирования непосредственно зависимы от Анкары и ей подчиняются. Это известный факт. О нём особо не говорят, но его всегда учитывают. В том числе его учитывала и Россия.

Чтобы не обострять отношения с Турцией, российская авиация осуществляла бомбардировки по принципу «мы не трогаем вас, вы не трогаете нас». Это позволяло сохранять шаткий баланс интересов. Но вдруг турецкие истребители сбивают российский бомбардировщик и тем самым ломают вышеупомянутый баланс интересов.

В связи с этим возникает вопрос: зачем Анкара сознательно, целенаправленно и демонстративно пошла на конфронтацию с Москвой? Какую цель она преследовала? Прежде всего, можно предположить, что уничтожение Су-24 это некий акт устрашения, который должен обеспечить неприкосновенность турецкой зоны влияния на сирийской территории.

Однако идея того, что Россию можно таким способом принудить к отказу от реализации своих военно-политических планов, является крайне неудачной. Тут даже к гадалке ходить не надо. Кроме предельно жёсткой ответной реакции со стороны Москвы, сбитый российский самолёт ничего другого вызвать не мог. И эту жёсткую реакцию мы сейчас непосредственно наблюдаем.

По сообщениям сирийских СМИ, уже вечером 25 ноября ВКС РФ нанесли массированные ракетно-бомбовые удары по территории, над которой был выведен из строя российский спасательный вертолёт, и где в условиях ближнего боя проходила эвакуация российского лётчика. Несложно понять, что все объекты на этом участке, которые так или иначе были идентифицированы в качестве потенциальных мест базирования туркоманских бандформирований, были стёрты с лица земли бомбардировщиками ВКС РФ. Мнение Турции по этому поводу больше не учитывается.

Также вечером 25 ноября появились первые фото и видео уничтоженной автоколонны фур неизвестного происхождения, которая прибыла из Турции в сирийский город Аазаз. Этот населённый пункт контролируют турки. Аазаз — турецкая перевалочная база, куда из Турции доставляется оружие, боеприпасы, медикаменты, горючее, техника, провиант и пр., а затем всё это идёт вглубь Сирии. Так Анкара осуществляет снабжение исламистских банд, действующих на сирийской территории.

Об этом, кстати, писала даже турецкая пресса. В мае 2015 газета Cumhuriyet («Республика») опубликовала фотографии колонны турецких грузовиков. Как сообщало издание, они перевозили оружие и амуницию для боевиков, воюющих против сирийской правительственной армии. По заявлениям журналистов, снимки были сделаны в январе 2014 года. Тогда представители местных властей остановили и обыскали грузовики, направлявшиеся в Сирию, вступив при этом в конфликт с представителями турецкой разведки. Газета утверждала, что фотографии являются доказательством того факта, что Анкара тайно снабжает сирийских террористов оружием.

И что же Эрдоган? А он не стал заморачиваться по поводу изложенных турецкими журналистами фактов. Он просто приказал арестовать главного редактора газеты Джана Дюндара и корреспондента издания Эрдема Гюль за госизмену. Турецкий президент истерично потребовал для них пожизненного заключения. Как известно, Эрдоган обещал подать в отставку, если кто-то докажет что он поддерживает террористов. А тут вот они — доказательства.

Поэтому хозяин уничтоженной автоколонны пожелал остаться неизвестным. Шли себе грузовики и шли, а чьи они — Бог его знает. Впрочем, официальных сообщений о том, кто уничтожил этот турецкий конвой, тоже нет. Прилетело что-то откуда-то, хлопнуло и всё загорелось. А что это было — непонятно.

Можно предположить, что расстрел данной автоколонны — яркая прелюдия к широкомасштабной ракетно-бомбовой обработке всей приграничной территории, так или иначе, контролируемой турками. Нет никакого сомнения в том, что теперь там будет последовательно уничтожаться вся транспортная инфраструктура, созданная Турцией для снабжения исламистов, а российская авиация начнёт уделять особое внимание всему, что так или иначе связано с присутствием Турции на территории Сирии. Теперь для России это не только вопрос стратегической целесообразности, но также дело чести и принципа.

Сможет ли Турция этому противодействовать? Вряд ли это ей по силам. Её авиационное превосходство легко гасится российскими зенитно-ракетными комплексами. Против С-300 и, тем более, С-400 турецкая авиация бессильна. Для того чтобы успешно сбивать турецкие самолёты, залетевшие на территорию Сирии, нет надобности в использовании российских истребителей. За них всё сделают зенитно-ракетные комплексы, которые, если верить турецким СМИ, уже активированы и контролируют воздушное пространство Турции.

По сути, на данный момент ни один самолёт турецких ВВС не отважится ни то чтобы пересечь турецко-сирийскую границу, но даже просто приблизиться к ней. Анкара прекрасно понимает, что Россия готова бить. Причём бить без предупреждения и наповал. Устраивать воздушную войну с русскими турки не рискнут. Потому, что шансов выиграть её у них нет. Как говорит народная мудрость, «против лома нет приёма». Тем более, когда этот «лом» — ЗРК С-300 и С-400. Сколько бы у Турции не было самолётов, на каждый из них у России всегда найдётся своя ракета, а то и две. И в Анкаре это прекрасно понимают. Поэтому, как сообщила турецкая газета Hurriyet, власти Турции решили прекратить полеты боевой авиации над Сирией.

Судя по всему изрядно переволновавшись, Эрдоган в интервью американской телекомпании CNN поспешил заявить о том, что если российский С-400 собьет турецкий самолет над Сирией, он сочтет это актом агрессии. По мнению президента Турции, «это будет агрессия по отношению к нашему праву на суверенитет» (!). Понятное дело, что человек переживает.

Вот только какое отношение территория Сирии имеет к турецкому суверенитету понять трудно, но Анкара явно осознала тот очевидный факт, что отныне её самолётам не летать над сирийской территорией. Отсюда и поспешное заявление турецкого генштаба о том, что он предпринимает меры для предотвращения нежелательных инцидентов между вооруженными силами Турции и России. По сути это звучит как «мы осознали свою ошибку и готовы исправиться. Ведь главное это — дружба и мир!»

Однако перспективы этой «дружбы» пока неясные, поэтому российская авиация, на глазах беспомощных турок запускает процесс тщательной зачистки ракетно-бомбовыми ударами всей приграничной территории. Благо Франция за это обеими руками «за». Судя по всему, сирийско-турецкая граница, рано или поздно, окажется перекрытой. Для исламистских террористических группировок это может иметь роковые последствия. При этом нет никакого сомнения в том, что российские операторы ЗРК будут с удвоенным старанием отслеживать турецкие самолёты. И не дай бог, какому нибудь из них оказаться над Сирией.

Похоже на то, что за уничтожением российского самолёта должны были последовать некие коллективные действия со стороны турецких союзников. Во всяком случае, поведение Эрдогана свидетельствовало именно об этом. Однако что-то не срослось. Такое ощущение, что главу Турции «кинули». Причём «кинули» сознательно, в надежде стравить Москву и Анкару.

После инцидента с Су-24 турецкий президент мгновенно оказался в политическом вакууме. Его стремительный рывок в сторону НАТО ничего не дал. Внеочередное заседание Североатлантического совета закончилось ничем. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг после встречи в Брюсселе сделал дежурное заявление о солидарности и поддержке территориальной целостности Турции, но категорически отказался вдаваться в детали самого инцидента. Он даже не стал назначать виновного и делать какие либо предупреждения России. Вместо этого он порекомендовал «дальнейшие контакты между Москвой и Анкарой» и заявил о важности «спокойствия и де-эскалации».

Барак Обама благостно заявил о том, что «Турция, как и все страны, имеет полное право защищать своё воздушное пространство и свою территорию», но при этом ни словом не заикнулся относительно того, что её верные союзники по НАТО спешат к ней на помощь. Союзники «отморозились». 

В конечном итоге Турция оказалась один на один с Россией. «Подписываться» за неё никто не захотел. Таковы странные, но закономерные реалии Североатлантического Альянса.

Оставаться один на один с Путиным ему страшно. Похоже на то, что на такое Эрдоган «не подписывался». Отсюда грусть, растерянность и внезапно пробудившееся миролюбие турецкого президента, который, как оказалось, готов всё простить и забыть. Ну, сбили самолёт. Ну, застрелили лётчика. Ну и что? С кем не бывает? Разве это причина для каких-то обид и тем более извинений? Сделаем вид, что ничего не было. «Турция абсолютно не желала, чтобы произошел инцидент, подобный нынешнему, но, к сожалению, он произошёл. Но мы не расцениваем его как источник напряжённости. Нашим странам надо пожать друг другу руки и продолжить сотрудничество», — считает турецкий президент.

Публичное удивление президента Турции относительно жёсткой реакции Москвы, а также его желание сохранить с Россией отношения стратегического партнёрства, при этом даже не извинившись перед ней, выглядят не только странно, но и достаточно неадекватно. По всему видно, что Эрдоган пытается «съехать с темы», дать «задний ход» не потеряв лица. Но это у него не получается.

Отсюда и его горячее желание срочно встретиться с президентом России. Как недавно сообщил Эрдоган, «я запросил о встрече с главой российского государства Путиным в Париже 30 ноября, но ответа пока не получил». И крайне сомнительно, что он его получит. Не заслужил. Во всяком случае, пока.

Достаточно критично, если не испугано повели себя западные СМИ. Дружного восторга по поводу сбитого российского самолёта с их стороны не последовало. С одной стороны прозвучали сдержанные комментарии относительно чрезмерности оборонительных действий Турции, а с другой раздались обвинения в «сознательной провокации» со стороны турок, их «серьёзной ошибке» и «непредсказуемости». Некоторые журналисты заговорили о том, что Турция член НАТО «больше на словах, нежели на деле». Судя по публикациям европейской прессы, многие в Европе полагают, что Анкара намеренно пыталась втянуть Россию и НАТО в противостояние и тем самым разрушить намечающуюся коалицию против «Исламского государства».

Особенно ярко на фоне антитурецких подозрений блистал бывший заместитель начальника штаба ВВС США и эксперт Fox News Том Макинерни, заявивший в частности о том, что «это могла быть намеренная провокация со стороны турецкого президента Эрдогана. Знаете, Турция была очень светским государством, но он повёл страну к исламскому обществу с законами шариата и прочим. И поэтому, думаю, у него могли быть скрытые планы. Вероятно, он был бы не против, если бы Россия и НАТО ввязались в новый конфликт, как это было на Украине. В конфликт, который нам не нужен. И тогда то, что происходит в данном регионе, оказалось бы вне поля зрения мирового сообщества».

© РИА Новости . Макс Ветров / Перейти в фотобанкАкция в память погибшего пилота Су-24 Олега Пешкова прошла в Симферополе
Акция в память погибшего пилота Су-24 Олега Пешкова прошла в Симферополе

Даже польская газета Obserwator Polityczny не удержалась от резкого комментарии, заявив, что для Анкары и Вашингтона сбить самолёт над территорией другого государства — не проблема. «Сейчас мы имеем такие международные стандарты, следовательно, прошу не удивляться, если вдруг россияне из Калининграда собьют натовский самолёт, совершивший провокацию на границе в районе Калининградской области, а тот упадёт на литовской или польской стороне либо в международных водах. В этом не будет ничего плохого, так можно делать, потому что любая страна имеет право защищать свою территорию» — написала Obserwator Polityczny.

Не в восторге от случившегося и европейские политики. Особой любви к туркам у них никогда не было. Неслучайно Турция столько лет корячится перед закрытой дверью ЕС. А теперь европейцам их с трудом сдерживаемую неприязнь к туркам можно и не скрывать. После недавних кровавых терактов в Париже, Европе необходим военный альянс с Россией против ИГ, а не военное противостояние одного из членов НАТО с Москвой.

Кроме того, Европу крайне сильно раздражает факт негласного сотрудничества турецкой верхушки с вождями т.н. «Исламского государства». Все прекрасно понимают, что ИГ активно торгует нефтью и эта нефть идёт на мировой рынок через турецкую территорию. Точно так же ни для кого в Европе не секрет, что турецкие спецслужбы давно поддерживают группировки террористов, и исламисты не только свободно передвигаются по турецкой территории, но лечатся там и тренируются. Если раньше на всё это Запад стыдливо закрывал глаза, то теперь с данной темы табу снято.

На международной повестке дня — проблема негласного альянса Турции и «Исламского государства». После инцидента с российским Су-24 для многих на Западе стал очевиден тот факт, что Турция непосредственно заинтересована в существовании, укреплении и расширении «Исламского государства». Понятное дело, что для Европы и США это неприемлемо.

Похоже на то, что интимные отношения турецкой верхушки с «Исламским государством» утомили даже Вашингтон. The Wall Street Journal позволил себе процитировать слова представителя администрации США, который прямо заявил о том, что «имеет место угроза международного масштаба, она исходит из Сирии и проходит через территорию Турции». Как выяснило издание, на данный момент США добиваются от Анкары размещения дополнительных вооружённых сил на границе с Сирией, чтобы её не могли пересекать боевики «Исламского государства». С точки зрения Вашингтона, необходимо «перекрыть примерно 100-километровый отрезок границы, который ИГ использует для переброски иностранных боевиков в зону боевых действий и из неё».

Как подчеркнула The Wall Street Journal, «американские чиновники предупредили Анкару, что ей может грозить «серьёзный ответ» со стороны европейских государств, если Турция не сможет закрыть границу».

Нет никакого сомнения в том, что вытягивание на белый свет грязного белья тайных отношений Турции и ИГ продолжится. Эта тема сейчас слишком важна для европейских стран. А это значит, что в самое ближайшее время Анкара может оказаться в политической изоляции. И в том, что Россия будет этому способствовать, можно не сомневаться. Отсечение от «Исламского государства» такого важного для него союзника как Турция, является стратегической задачей.

© РИА Новости . Макс Ветров / Перейти в фотобанкАкция в память погибшего пилота Су-24 Олега Пешкова прошла в Симферополе
Акция в память погибшего пилота Су-24 Олега Пешкова прошла в Симферополе

К крайне негативным для Турции военным и политическим последствиям, связанным с уничтожением турецкими ВВС российского Су-24, можно добавить и финансово-экономические. Похоже на то, что разрыв экономических отношений с Турцией будет осуществляться Россией по всем возможным направлениям. Как заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, «правительству поручено выработать систему мер реагирования на акт агрессии в экономической и гуманитарной сферах».

Разрабатываемые меры — не эмбарго и не санкции, а естественный контроль на фоне роста опасности проявления экстремизма и непредсказуемости, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Тем не менее, они обещают быть не только сверхбыстрыми, но и бессрочными, пообещал Медведев. При этом, как отметил министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев, экономические ограничения будут полностью соответствовать нормам ВТО.

Вероятнее всего, необходимо ожидать как минимум замораживание Россией крупнейших инвестпроектов в Турции, прекращение сотрудничества в энергетической сфере, ограничения на работу турецких компаний в РФ и закрытие российского рынка для турецких товаров.

Уже сейчас Россия сворачивает сотрудничество с Турцией в сфере туризма. После рекомендации Ростуризма прекратить реализацию турпакетов в эту страну, туда прекращена продажа путёвок всеми российскими туроператорами. В ближайшее время будут пересмотрены контракты на выполнение чартерных рейсов. После окончания планового вывоза российских туристов, находящихся в Турции, чартеры будут отменены.

Нанесёт ли «туристическая война» серьёзный урон Турции? Решайте сами: в одном только 2014 году Турцию посетили 4,5 миллиона россиян, ставших второй по величине группой туристов. А туризм является опорой турецкой экономики, принося ей около $35 миллиардов ежегодно.

Если обобщить, то в целом, финансово-экономические меры, которые могут быть предприняты Россией в отношении Турции, способны её лишить сотен миллионов долларов. Понятное дело, что в этом случае сбитый российский самолёт станет для турок бриллиантовым. И Эрдоган это прекрасно понимает.

Ситуация сложившаяся вокруг сбитого российского Су-24 напоминает шахматный гамбит (от итал. gambetto — подножка) — геополитический дебют, в котором Россия использовала потерю своего самолёта для достижения стратегического перевеса над своим противником. «Съев» российский бомбардировщик, и оказавшись вследствие этого в крайне невыгодном положении, Турция будет вынуждена уступить свои позиции в разыгрываемой партии, чтобы выйти из сложного положения, в котором она оказалась, с минимальными для себя потерями.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала