Игумен, непоколебимо стоявший против унии, как против отступления, против измены Православию, проживший сто лет и в миру носивший несокрушимое имя Иоанн Железо. Один из дней почитания святого, стоявшего воистину железной стеной за Русское Православие, — 10 ноября (28 октября по ст.ст.).
Сегодня каноническое православие на Украине находится в условиях постоянного давления, как психологического, истерически-нацистского, так и нередко физического. Не только появляются на стенах надписи типа «Геть московскьких попів!», но и осуществляются захваты храмов раскольниками или униатами, с избиением, порой тяжким, на грани убийств православных активистов, батюшек, простых прихожан, в том числе женщин преклонного возраста.
Беспредельщину мы видим и в уничтожении храмов и гибели священнослужителей в результате геноцида, осуществляемого киевской властью после госпереворота и с молчаливого согласия киевского режима по сей день в отношении жителей Донбасса и других мест.
«Правый сектор» открыто заявляет о том, что и дальше будет «отстаивать создание Украинской Поместной Церкви Христовой любыми доступными методами во славу Украине». Теперь взаимодействие «киевского патриархата» и «Правого сектора» — обычная практика, продолжение деятельности анафемы Филарета, начатой еще с УНА-УНСО, с вербовки боевиков из числа украинских нацистов в Чечню. Дмитрий Корчинский заявляет, что следует отобрать у «московских попов» Киево-Печерскую лавру, которая является истоком и символом Русского Православия. Именно на русскости святыни и делает акцент этот известный провокатор.
Практически все годы «незалежности» не прекращались атаки, вплоть до вооруженных, на древнюю Свято-Успенскую Почаевскую лавру. Помним и о печальной участи Червония, одного из особо буйных организаторов такого рода нападений, оранжевого губернатора при Ющенко. Червония, как известно, убило молнией.
Униаты, мало того что они, начиная с 1991 г., захватывали храмы и приходы нашей канонической Церкви, в период правления Виктора Ющенко выстроили свой кафедральный храм на левом берегу Днепра, в Дарнице. В дни государственного переворота они активно свершали свои «молитвенные действия» на «евромайдане» вплоть до призыва некоторых «священников»-униатов к убийству «москалей», «коммуняк» и иных.
Греко-католики восприняли неонацистский, необандеровский переворот на Украине как свой собственный, родной, позволяющий резко усилить свою экспансию на восток Украины, на каноническую православную территорию, где они прежде бывали лишь в период немецко-фашистской оккупации.
Сегодня они заявляют, что намерены построить свои храмы на территории Донецкой области (пока еще не освобожденной вооруженными силами ДНР). И даже возвели здесь на территории одной из своих воинских частей деревянную часовню.
Тернопольщина, север которой с Почаевым в центре, сегодня стала полем активного противостояния религиозной экспансии. В последние месяцы увеличилось число захватов православных храмов. Или путем обработки мозгов прихожан, которые начинают говорить, что «москальска церква — чужинна, а нам потрібна родинна, самостійна», или, где этот номер не проходит, путем захвата храмов с помощью боевиков-правосеков при полном попустительстве милиции, но в присутствии «стражей правопорядка».
Но, как сказано, «масштаб сельских погромов стал мелковат для «свидомых патриотов». Они в очередной раз стали требовать возвращения Почаевской лавры государству, чтобы в ней совершались «богослужения»… всех конфессий Украины. Депутаты Тернопольского облсовета 15 октября с. г. под «окормлением» представителя «киевского патриархата» приняли соответствующее обращение к президенту и Кабмину. «В настоящий момент Почаевская лавра стала в Тернопольской области ячейкой украинофобства», — заявили избранники народа.
И за полгода до того, в апреле, они же приняли обращение к Яценюку с требованием забрать Почаевскую Свято-Успенскую лавру у Московского патриархата. В обращении, в частности, говорилось: «Целенаправленно превращается в очаг антиукраинства одна из духовных святынь украинского народа — Свято-Успенская Почаевская лавра. Прикрываясь ярлыком каноничности, УПЦ пытается русифицировать украинский народ».
Симптоматично, что в тот же день тернопольские депутаты приняли обращение к Порошенко о возвращении пособникам немецко-фашистских захватчиков — Степану Бандере и Роману Шухевичу — звания Героев Украины.
Неудивительно, что на прошедших 25 октября местных выборах на Тернопольщине более 30% голосов в облсовет отдано за кандидатов от партии «Свобода».
Тем не менее, как и 500 лет назад, в северной части Тернопольской области проживают прихожане канонической УПЦ МП. Вспомним, что в 2009 году Патриарха Московского и всея Руси Кирилла здесь, в Почаевской лавре, встречали 50 000 православных!
Видимо, такое поручение этой территории, этим местам в стоическом выполнении завета «Храни Русь, веру православную, в ней же тебе утверждение!»
На территории, где располагается и нынешняя Западная Украина, в 1596 г. была принята Брестская уния. Это означало «присоединение к Римско-католической церкви ряда епископов и епархий православной Киевской митрополии во главе с митрополитом Киевским Михаилом Рагозой, на территории Речи Посполитой».
Полтысячелетия назад преподобный Иов Почаевский, настоятель Почаевского монастыря, оправдывая свою фамилию Железо, боролся против ассимиляции с униатами, с отошедшими от православия под покровительство римского папы.
Крепок духом и верой был преподобный Иов, неслучайно и сегодня к его святым мощам, упокоенным в раке возле пещерки, где он молился на Почаевской горе, притекает множество людей со всего Русского Мира. Богу было угодно явить на Западной Руси Своего угодника в час великих и страшных испытаний, обрушившихся на православных в этих краях.
Вот что писал Московскому патриарху в 1632 г. митрополит Исаия Копинский: «Благочестивых князей нет, благородных вельмож оскуде, все от Восточного Православия на Запад уклонишася, едва кто уже от худых и не славных при благочестии и православной вере обретается». Именно «худым и не славным» — крестьянам, ремесленникам, купцам, духовенству — предстояло бороться с влиянием иезуитов, особо активизировавшихся в то время. Духовным стержнем, символом этой борьбы стал игумен Почаевской обители — преподобный Иов.
Станислав Минаков