До недавних пор Украина упоминалась рядовыми голландцами исключительно в контексте дискуссий о сбитом над Донбассом «Боинге». Ни истории о майдане, ни жуткие фотографии гражданской войны особенно их сердца не трогали — всего лишь очередная жуткая рассказка о каком-то далеком конфликте, которая воспринималась наряду с новостями о землетрясении в Китае или зверствах «Боко Харам» в Африке.
И вдруг слово «Oekraïne» наполнилось для многих жителей Нидерландов особым смыслом. Неожиданно для многих (в том числе для голландских политиков и журналистов) украинская тема стала поводом для общенационального референдума.
Сказать, что Нидерланды не имеют особого опыта проведения референдумов (в отличие, скажем, от Швейцарии, где таковые проводят по десятку-два в год) — это не сказать ничего. За 200 с лишним лет существования королевства там был проведен лишь один референдум! В июне 2005 г. маргинальная оппозиция добилась проведения всеобщего опроса по поводу одобрения более чем спорной европейской Конституции.
Практически все партии политического мейнстрима (и правительственные, и оппозиционные) тогда дружно призвали поддержать Конституцию, пугая население страшными историями о возможных последствиях отторжения проекта. Партия Свободы даже выпустила ролик, в котором сравнила голосование «Нет» с нацистским Холокостом, чем, по мнению многих наблюдателей, добилась обратного эффекта.
Тогдашний референдум в Нидерландах проходил через 3 дня после аналогичного французского голосования и уже фактически не имел смысла, поскольку большинство французов проголосовало против евроКонституции. А соответственно, уже было понятно, что планы централизации и унификации ЕС провалились, вне зависимости от того, как проголосуют голландцы.
Но во многом шум вокруг французского голосования и поощрил соответствующие евроскептичные настроения в Нидерландах, 61,5% избирателей которых проголосовали за отторжение проекта Конституции. Учитывая тот факт, что 80% членов парламента ранее поддержали этот документ, результаты референдума усилили споры о том, насколько депутаты отражают волю избирателей, а также породили законодательные дебаты по поводу упрощения процедуры инициирования всеобщих референдумов.
И вот спустя 10 лет новый закон о референдуме вступил в силу. Отныне у рядовых избирателей Нидерландов появилось теоретическое право самим выступать с законодательной инициативой по проведению всеобщего опроса. И этим правом они сразу же решили воспользоваться! Оказалось, что самой актуальной темой для голландцев является… соглашение об Ассоциации Украина-ЕС.
Нет, конечно, тема взаимоотношений с Украиной не стала основной для новостных каналов и газет Нидерландов. Но собственно, это и возмутило организаторов референдума, заявивших, что у избирателей никто даже не поинтересовался мнением по поводу данного документа. Скажем, на парламентских выборах-2012 ни одна из партий даже не упомянула эту тему, что не помешало парламенту минувшим летом практически без дебатов ратифицировать более чем спорный документ.
Эксперт Института Гэйтстоуна Тимон Диас по этому поводу написал: «Нидерланды должны были теперь оказать «значительную поддержку европейскому курсу страны (Украины — авт.)», что означает усиление вовлечения в гражданскую войну… Голландские граждане не желают ассоциировать себя со страной, которая является сильно коррумпированной. Высока вероятность того, что финансовую помощь голландских налогоплательщиков — как части этого договора — придется направлять на Украину, которая не будет использовать ее в надлежащих целях. Кроме того, на Украине сильны ультраправые политические течения, что несовместимо с голландской политической культурой; Украина находится в состоянии гражданской войны».
Красочная реклама в поддержку кампании даже снабжалась соответствующим изображением Тягныбока на фоне сообщения о «коррумпированной олигархической системе» на Украине.
Но самая главная тема, вокруг которой противники Соглашения Украина-ЕС набирали подписи в течение последних нескольких месяцев, сводилась к безвизовому режиму с этой «погрязшей в коррупции стране». Честно говоря, изначально многими (как мне показалось, в том числе и самими организаторами кампании) тема инициации первого подобного рода референдума по столь незначительной для Нидерландов повестке дня показалась несерьезной.
Достаточно сказать, что главной движущей силой этой кампании стал сатирический (хотя и довольно популярный в Голландии) сайт «GeenStijl» («Без стиля»). Складывалось впечатление, что некоторые из организаторов вели эту кампанию скорее из спортивного интереса: вот, мол, давайте докажем глупость нового закона о референдуме, собрав нужное количество подписей под любой тематикой. А тот факт, что первой темой для референдума по народной инициативе был выбран малозначительный договор с Украиной, скорее означал, что политические сатирики решили просто на этой теме обкатать сам механизм.
Именно поэтому начало сбора подписей под инициативу о референдуме пришлось на самый неудачный период: на конец июля — начало августа, когда, казалось, собрать первые несколько десятков тысяч подписей было нереально в связи с тем, что львиная доля Нидерландов подалась «на юга», а политическая жизнь замерла. Для того же чтобы инициатива была претворена в жизнь, необходимо было до 28 сентября набрать ни много ни мало 300 000 подтвержденных подписей — довольно много для сравнительно небольшой страны.
В ходе кампании по сбору подписей казалось, что шансов на успех фактически нет. «Экватора» для достижения цели (150 000 подписей) организаторы достигли лишь 10 сентября. То есть для набора такого же количества голосов оставалось всего 18 дней. Но именно на начало сентября пришелся резкий скачок динамики сбора подписей. Именно в эти дни Европу начала захлестывать волна беженцев из Африки и Азии, именно в эти дни как никогда остро встал вопрос о визовом режиме внутри самого ЕС, где даже заговорили об отмене Шенгенской зоны.
И именно в этот момент многим стало понятно, что появление возможности безвизовых путешествий внутри Европы для десятков миллионов граждан Украины, погрязшей в войне и нищете, только привнесет новые миграционные проблемы. И вот тут процесс сбора подписей резко набрал обороты! К 21 сентября организаторы собрали еще 75 000 подписей, достигнув отметки в 75% от необходимого количества.
Оставалась всего неделя и не хватало еще 75 000. Но на волне паники, охватившей европейцев при виде толп нищих мигрантов, штурмующих границы, поезда и вокзалы, это уже было делом техники. 28 сентября Голландию, где основные СМИ в упор не замечали до сих пор данной кампании, потрясла новость: собрано почти 450 000 подписей под референдум!
То есть всего за неделю удалось собрать не только недостающие до необходимого «проходного барьера» 75 000 подписей, но получить сверх того почти 150 000 — количество, на которое первоначально потребовалось почти два месяца кампании.
Это стало громом среди ясного неба для голландских политиков и основных партий. Теперь и они вынуждены обратить внимание на доселе замалчиваемую тему. Согласно прописанной в законе процедуре, после небольшого периода проверки подписей, власти вынуждены будут объявить референдум по отношению населения к Соглашению о евроассоциации с Украиной и провести его в течение ближайших 6 месяцев.
Как сообщил телекомпании NOS министр внутренних дел Нидерландов Рональд Пластерк, скорее всего голосование состоится весной следующего года, то есть когда его страна уже будет председательствовать в Евросоюзе.
В случае, если явка во время референдума составит более 30% и большинство от явившихся проголосуют против, власти обязаны будут пересмотреть свое решение о ратификации Соглашения. Кстати, это еще не будет означать, что они отменят свое решение — референдум является «консультативным» и не имеет прямого действия, однако вопрос должен будет вынесен на повторное рассмотрение правительства, которому будет нелегко проигнорировать мнение большинства, выраженное на первом в истории страны референдуме по народной инициативе.
Каковы шансы на то, что этот беспрецедентный для Евросоюза референдум может увенчаться успехом для его инициаторов? Теперь этого уже не может сказать никто, учитывая, что еще пару недель назад практически мало кто верил в реальность его проведения. Власти Нидерландов успокаивают Евросоюз и призывают «не беспокоиться». Организаторы же кампании уверяют, что шансы велики. Согласно опросам общественного мнения, 73% жителей Нидерландов выступают против присоединения Украины к ЕС даже в отдаленной перспективе.
В случае если паника вокруг афро-азиатских мигрантов в ЕС будет усиливаться (а эта проблема, конечно, не рассосется сама собой на протяжении ближайших лет, если не десятилетий), то на волне этой паники можно вполне создать определенный настрой публики против безвизового режима с Украиной, вкратце упомянутого в евроСоглашении.
Тем более что сами организаторы не скрывают: их главная мишень — не Соглашение с Украиной, а Евросоюз, подписавший данный документ без учета мнения самих европейцев. Известный голландский эксперт и писатель Тьери Боде, специально ради этой кампании создавший движение «Форум за Демократию», в интервью британской газете The Times заявил, что цель референдума — «превратить голосование в плебисцит по поводу участия Голландии в ЕС».
«Это может быть решающим шагом, — сказал он в данном интервью. — Мы поставим вопрос ЕС в повестку дня с широким фокусом на все аспекты деятельности Евросоюза».
Именно потому евроскептики во многих странах ЕС восприняли сообщение о голландском референдуме с небывалым энтузиазмом. Лидер Партии независимости Великобритании (UKIP) Найджел Фарадж восторженно прокомментировал данное известие, заявив, что голландский референдум даст хороший толчок для дискуссии в самой Британии накануне запланированного на 2017 год референдума о выходе страны из ЕС.
«Эта инициатива голландского референдума демонстрирует, что многие народы Европы, а не только британцы, устали от европейских обязательных законов, расходов и мигрантов, навешанных на них без их согласия», — заявил Фарадж в своем обращении.
И именно поэтому так забеспокоились чиновники Евросоюза. Один из них на анонимных условиях в интервью The Times дал краткое описание чувств, которые охватили дипломатов ЕС при шокирующем известии из Нидерландов: «Если голландцы проголосуют «Нет», это будет означать кошмар».