Если бы нынешние события в Греции начались до майдана на Украине, возможно, повод для него пришлось бы искать иной. Сама идея евроинтеграции находится сегодня в глубоком кризисе. В одной точке на временной шкале истории сошлись европейский кризис, пред-дефолтное состояние Украины, война в Донбассе, и важнейшие события в формировании новой финансовой архитектуры мира и создании новой мировой валютно-финансовой системы.
Утверждение «в истории нет сослагательного наклонения» в корне неверно. История учит тому, что она постоянно повторяется, но принято говорить, что она ничему не учит. А ведь достаточно посмотреть на схожесть сценария практически всех «цветных революций». В том числе, и очередного украинского майдана.
Украина будет доведена до окончательной разрухи, обнищания населения, потери основных отраслей промышленности, инфраструктуры и даже своих черноземов, но после этого снова скажут: «Что ж теперь… История не имеет сослагательного наклонения!» А ведь, достаточно просто заметить опыт других стран, чтобы не повторять их путь саморазрушения.
Киев делает двойную ошибку — все еще провозглашает свое стремление к евроинтеграции и проводит политику «шоковой терапии», что в совокупности с гражданской войной в Донбассе приведет страну к окончательной утрате суверенитета и возвращению в эпоху Тараса Шевченко в плане уровня экономического развития. Да и дальнейшая потеря территорий становится лишь делом времени.
Тем временем в остальном мире, вход в который Украина законопатила самостоятельно, произошли события, реальная значимость которых будет оценена лишь спустя время — «большое видится на расстоянии»…
В Уфе 10 июля закончился саммит ШОС и БРИКС. Помимо руководителей стран-членов БРИКС — Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР, на саммите присутствовали и главы 10 государств, которые принимали участие в неформальных встречах, в саммите ШОС — Армении, Афганистана, Белоруссии, Ирана, Казахстана, Киргизии, Монголии, Пакистана, Таджикистана и Узбекистана.
На наших глазах формируется новое мироустройство, хоть это и пытаются не афишировать участники саммита в Уфе. Только пять стран БРИКС суммарно — это 31% территории мира. $32 трлн. — 25% мирового ВВП ($20,121 трлн.) по официальному курсу или 35,7% по паритету покупательной способности ($38,379 трлн. — больше, чем ВВП G-7), 42% населения планеты. Но это только БРИКС.
На саммите намечены пути усиления взаимодействия БРИКС со странами ШОС и ЕврАзЭС. В ШОС приняты Пакистан и Индия, что поможет снять напряженность в отношениях этих двух стран. В этом саммите принимали участие все страны ЕврАзЭС. Государством-наблюдателем в ШОС стала Белоруссия. А могла быть среди участников и Украина и иметь доступ к колоссальному рынку…
Но абсолютные и относительные показатели не дают полного представления о происшедшем в Уфе в июле этого года. Важны тенденции и перспективы. Среди проектов и инициатив — учреждение Энергетической ассоциации, создании Международного центра по исследованиям в энергетике, а также Союза литейной промышленности, совместное использование ГЛОНАСС и многие другие. Поставлена цель — создание зоны свободной торговли между ШОС и БРИКС.
И все же, пожалуй, самый важный итог саммита в том, что становится очевидным создание новой мировой финансовой архитектуры.
Порочность современного способа взаимодействия крупнейших государств мира и развивающихся стран понимают и противники, и сторонники. Создание альтернативы МВФ и Всемирному банку назрело давно. Причины известны. Одна из важнейших — это очевидное доминирование США в этих организациях, по сути, право вето, которым обладают Штаты, в отношении ключевых решений стратегического характера принимаемых МВФ.
Для их принятия необходимо 85% голосов, но благодаря квоте в 16,75% голосов, США имеют возможность заблокировать любое важное решение в рамках фонда, не отвечающее их интересам. Но и для решения текущих вопросов, когда нужно простое большинство голосов в Совете управляющих или для принятия решения оперативного характера, когда необходимо 70% голосов, США без особых затруднений могут получить необходимую поддержку, благодаря союзникам: Германии, Японии, Великобритании, Франции — суммарно могут дать более 20% голосов, а доля 15 стран Евросоюза — еще 30%.
Нынешняя мировая валютно-финансовая система теряет свое монопольное положение. Кроме экономического подъема растет и политическое влияние, и независимость каждого из участников ШОС-БРИКС-ЕврАзЭС — независимость от диктата США и доллара.
И не менее важные причины для стран, не входящих в G-7, заставляющие искать альтернативу МВФ — условия оказания «помощи», зачастую не экономического характера, выдвигаемые к странам-заемщикам, обычно влияющие крайне негативно на уровень жизни населения этих стран, а также воспроизводство системы доминирования и диктатуры доллара в мировой экономике.
Стремление к дедолларизации мировой экономики объединяет все эти страны. События в Греции могут стать мощным катализатором этих процессов, показав, чем для государства заканчивается выполнение всех требований международных кредиторов, в том числе и европейских, действующих по традиционной схеме.
Кроме того, есть и причины «личного» характера, стимулирующие такие страны как Китай, Россия, Индия, а также другие страны БРИКС, ШОС к демонтажу Бреттон-Вудской системы и ее ямайской модификации. От сложившегося положения вещей наибольшие убытки терпит Китай, как самая крупная экономика мира, в основе которой лежит реальное производство, а не финансовый пузырь, и обладающая самыми большими золотовалютными резервами в мире — около $3,9 трлн.
Необходимо заметить, что пакет мер по реформированию МВФ был согласован еще в 2010 году в Сеуле лидерами G-20. Речь шла о пересмотре квот в МВФ в пользу развивающихся стран. При этом предполагалось к январю 2013 года разработать новую формулу распределения квот, а к январю 2014 года провести 15-й пересмотр квот.
В результате 14-го пересмотра квот их общий размер должен был быть увеличен вдвое — с 238,4 млрд. SDR до 476,8 млрд. SDR, кроме того, более 6% квот планировалось перераспределить от развитых стран в пользу развивающихся. В итоге Китай должен был стать третьим по размеру квоты государством-членом МВФ, а Бразилия, Индия, Китай и Россия — войти в число 10 крупнейших акционеров фонда.
Однако, в середине июня 2015 года Исполнительный совет МВФ из-за затягивания процесса со стороны США в очередной раз отложил решение о реформировании организации, включая пересмотр квот, направленный на повышение роли развивающихся стран в управлении фондом.
Но Соединенные Штаты просто не могут удовлетворить многие пожелания/требования Китая и других стран. Если доля голосов США будет снижена, и они потеряют право вето, а доли КНР, России, Индии, Бразилии и других стран увеличатся, если юань будет включен в корзину SDR — то все это будет означать смещение Штатов с Олимпа мировых финансов.
Саботаж реформ МВФ со стороны США подтолкнул страны БРИКС к созданию Нового банка развития БРИКС, а также Банка развития ШОС и фонда развития (Специального счета) ШОС.
Новый банк развития БРИКС станет важнейшим элементом формирующейся новой мировой валютно-финансовой системы, и Россия участвует в нем на правах основателя (Декларация о создании подписана 15 июля 2014 г., Государственная дума РФ ратифицировала 20 февраля 2015 года). Создаваемый институт станет одним из крупнейших в мире многосторонних банков развития.
Разрешенный пропуск капитала составляет $100 млрд, распределенный — $50 млрд, оплаченный — $10 млрд. При этом каждая из стран будет иметь равные доли — по 20% в капитале банка. Расходы бюджета РФ на взнос в капитал банка предусмотрены как в текущем году, так и в последующие годы. Доля РФ составляет $2 млрд. Одним из главных итогов прошедшего в Уфе саммита БРИКС стала разработка конкретных контуров этого Банка, создаваемого для финансирования инфраструктурных проектов.
Также на саммите в Уфе, в подписанной 11 июля Стратегии развития ШОС до 2025 года, государства-члены Шанхайской организации сотрудничества договорились продолжить работу по созданию банка развития и фонда развития ШОС. Как было отмечено в документе: «В целях реализации достигнутого на высшем уровне общего понимания и обеспечения финансового сопровождения проектной деятельности государства-члены продолжат работу по созданию». И этот банк будет еще одним важным элементом новой финансовой архитектуры мира.
В этом контексте нельзя не упомянуть об Азиатском банке инфраструктурных инвестиций (АБИИ), который, в отличие от выше упомянутых, уже начал свою работу. В конце июня Правительством Российской Федерации были подписаны Статьи Соглашения Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) (Распоряжение от 29.06.2015 №1200-р). На фоне возможного дефолта в Греции, войны в Донбассе и подготовки к саммиту в Уфе, это событие не получило должного внимания среди широкой общественности. Однако в конце процесса, составляющей частью которого является упомянутое Соглашение, и упомянутые договора по созданию банков БРИКС и ШОС, нас может ожидать детонация фундаментальных устоев нынешней и создание качественно новой мировой валютно-финансовой системы.
АБИИ — региональная организация лишь формально, ее влияние уже выходит далеко за пределы АТР. По состоянию на 20 апреля 2015 года к «Меморандуму о взаимопонимании» присоединились 57 государств — 37 региональных члена (в т.ч. Австралия) и 20 нерегиональных членов. Уставной капитал Банка $100 млрд. Среди нерегиональных — Великобритания, Германия, Франция, Италия (члены G-7), страны БРИКС — Бразилия и ЮАР. Япония, не получив «благословения» от США, не присоединилась к АБИИ.
Основатели Азиатского банка инфраструктурных инвестиций уверяют, что банк не рассматривается как потенциальный конкурент МВФ, Всемирного банка и Азиатского банка развития (АБР). И заявляют, что основные цели, которые преследует АБИИ — это «стимулирование финансового сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, финансирование инфраструктурных проектов в Азии — от строительства дорог и аэропортов до антенн связи и жилья эконом класса».
Действительно, в отличие от МВФ, страны-члены АБИИ, имеющие большую долю голосов, не имеют права вето — Китай (26,06%), Индия (7,5%) и Россия (5,92%). Критические замечания некоторых специалистов о том, что доля России в АБИИ намного ниже, чем доля КНР, или о том, что голос РФ не имеет решающего значения, не вполне корректны.
Во-первых, потому что инициатива создания банка АБИИ принадлежит Китаю. И основной пайщик — также он. Но АБИИ — не панацея от всех проблем, созданных в послевоенную эпоху в мировой экономике, в том числе при помощи МВФ. И задача стать панацеей перед ним не ставится.
Во-вторых, замечания критиков о том, что доля Китая в 26,06% в случае возникновения противоречий может стать существенным рычагом воздействия на партнеров по АБИИ, не повод для паники и «камня за пазухой». В кратко- и среднесрочной перспективе (хочется надеяться, что и в долгосрочной) Китай и Россия заинтересованы в партнерских союзнических отношениях. Невзирая на не абсолютное совпадение интересов у двух стран в регионе, все же общих стратегических и тактических целей гораздо больше, чем противоречий. В том числе и в их действиях общим фронтом в противостоянии с «коллективным Западом» вообще, и США в частности.
В-третьих, учредительными документами АБИИ предусмотрено, что его региональные акционеры будут владеть 75% капитала банка, а нерегиональные государства будут обладать долей в капитале АБИИ в размере 25%. Россия же присутствует в АБИИ по приглашению КНР именно как представитель Азии. В отличие от Всемирного Банка и Азиатского банка развития, где Россия числится представителем Европы. Что еще раз подчеркивает особые отношения между КНР и РФ.
И в-четвертых, АБИИ станет важным источником инвестиций, о которых говорилось на Питерском международном экономическом форуме.
Вероятно, в КНР рассчитывают, что АБИИ также сможет помочь в смягчении кризисной ситуации, складывающейся на китайском фондовом рынке. Китаю не удалось избежать раздувания финансового пузыря, и его разрыв может привести к замедлению роста экономики.
Причем замедлиться может экономика не только самого Китая, но и других ведущих стран мира, так как доля экспорта в КНР в начале 2015 года из США составила 12%, Японии — 20%, Германии — 8%. Кроме того, финансовые пузыри, раздутые в долларах, евро и йенах, более опасны для их создателей, чем проблемы китайского фондового рынка для Китая. И это еще одна из причин для активного изменения существующей мировой финансовой «архитектуры».
…А в это время на Украине начинается новая «АТО», теперь уже на западе страны, и уже между вооруженными подразделениями разных хозяев. И о грандиозных событиях, в которых вместо войны могла бы принимать участие и Украина, ее жители могут и не узнать вследствие окончательно победившей там «демократии»…