С помощью этой заметки на страницах одной из крупнейших газет в Польше читателей хотят убедить, что членство в ЕС оказало положительный эффект на экономику страну.
1 мая 2004 года Польша вошла в ЕС, а спустя десять лет Всемирный банк подвел итоги экономического развития этой страны. По данным организации безработица в стране составила 14% (официальная статистика показывала более низкие данные), а среди молодежи — 25%. Отмечается, что из тех, кто работает, 27% трудятся по временным контрактам. Всемирный банк в своем исследовании 2014 года приводит пример человека, который зарабатывает 1500 польских злотых и этих средств едва хватает на базовые потребности — еду, оплату ЖКХ и одежду, и этого гражданину Польши приходится экономить на всем и искать дополнительные приработки.
При этом пособие по безработице в Польше составляет сейчас 823,6 польских злотых и то, если претендующий на эту выплату проработал не менее пяти лет.
Такая ситуация на рынке труда сопровождается ростом государственного долга к ВВП. Вообще, долги растут во всех европейских странах, однако вряд ли этот тренд стоит считать способствующим развитию экономики. Обратим внимание на цифры: если в 2003 году, до вступления Польши в ЕС, соотношение государственного долга к ВВП было равно 47,1%, то сейчас оно составляет 58%. В расчете на каждого жителя — это 7302 евро.
Быть может, вырос уровень благосостояния, хоть и в долг? Несмотря на общие хорошие цифры макроэкономического развития за десятилетие, факты говорят об обратном. По данным Статистической ассоциации Польши, 26% семей в стране не имеют доходов для покрытия своих основных потребностей, а 63% — вообще ничего не сберегают. В последние годы, когда приходится расплачиваться за набранные за это время кредиты, темп прироста ВВП резко упал: с 4,5% в 2011 году до 1,9% в 2012 году и 1,6% в 2013 году.
В 2014 году удалось выйти на лучшую цифру, но в не малой степени за счет сотрудничества с Россией. Экономические связи Польши с РФ развиваются темпами не меньшими, чем со странами ЕС. За период с 2000 по 2012 год оборот между двумя странами вырос в 10 раз. В 2013 году Польша экспортировала товаров в Россию на 6,1% больше, чем в 2012 году, да и сейчас каждый седьмой евро валютной выручки зарабатывается от продаж в Россию. Если Варшава пойдет на ослабление экономических связей с Москвой, то это приведет к рецессии в Польше. Поэтому хотелось бы, чтобы тамошние политики думали прежде всего об интересах самой страны.
Однако в настоящее время Варшава занята организацией тендера по выбору подрядчика для создания в Польше одного из элементов ПРО стоимостью 3,8 миллиарда евро.
В шорт-листе участников тендера — две компании, обе — с американским капиталом. А вот польский консорциум, состоящий из 30 местных предприятий, только надеется всерьез поучаствовать в этом конкурсе. Правительство Польши намерено принять решение о подрядчике уже в скором времени, а сама эта история ярко свидетельствует о том, в чьих интересах создается ПРО.
Видимо, в «награду» за проявление стремления к требуемой политической корректности в бизнесе, Польша в последнем рейтинге «экономической свободы» поднялась сразу на восемь ступенек. Только рейтинги в суп не положишь и не поднимешь ими уровень жизни в стране. То, что дела в экономике Польши обстоят неважно, показывает, например, тот факт, что число граждан страны, которые решили приобрести новый автомобиль, даже несмотря на недорогие кредиты, оказалось в прошлом году самым низким с 2007 года.
Вступление страны в ЕС только усугубило сырьевой уклон польской экономики, а инвестиции в создание новых технологий и новых товаров и услуг в стране составляют всего 0,9% от ВВП. Зарубежные инвестиции польских предприятий уже в 2013 году оказались на самом низком уровне с 2004 года — таков печальный итог европейской интеграции.
Быть может, публицистам в ведущих изданиях Польши стоит быть более объективными и честно ответить на вопрос, почему членство Польши в ЕС стало разочарованием для большого количества граждан, чей уровень жизни так и не вырос за десятилетие? И уж тем более не искать выдуманные пугала за пределами ЕС, дабы оправдать ПРО на своей территории? Можно и брать в долг у ЕС, чтобы повторить путь греческой экономики и столкнуться с холодным приемом в Брюсселе, когда страна окажется в долговой пропасти. Каждую секунду долг польской экономики, де-факто главным образом перед ЕС, растет на 423 евро. Только на процентах ежегодно набегает 13,35 миллиарда евро…