Аналитика

Немецким СМИ объявили выговор

Керт Майер
Немецкий эксперт, политолог, автор Украина.РУ

В масс-медиа Германии разразился эпический скандал. Наблюдательный совет теле- и радиокорпорации ARD подверг небывалой критике освещение кризиса на Украине в программах этого медиахолдинга, крупнейшего в Германии, пишет наш автор Керт Майер

«Фрагментарно», «тенденциозно», «неудовлетворительно», «односторонне». Такими эпитетами наградили члены совета работу журналистов корпорации.

Телевидение ARD — «первая кнопка» Германии. Кроме главной круглосуточной программы, в сетке вещания передачи, создаваемые в каждой из 16 федеральных земель. Итого 17 каналов. Информационная политика у них общая. Региональные программы обязательно транслируют «центральные» сводки новостей и политические talkshow. Корреспонденты ARD за границей дают всем 16 землям единую картинку международных событий.

Корпорация — общественно-правовая, формально ни от кого не зависит. Ее уставная цель — поставлять аудитории «высококачественную» информацию, взвешенную, неангажированную, представляющую гражданам возможность самим делать выводы.

За тем, как это происходит, следит Наблюдательный совет (Programmbeirat). Его задача — защищать интересы зрителей и слушателей. 9 региональных медиахолдингов, входящих в ARD, отряжают туда каждый своего представителя. Как правило, это уважаемые журналисты и представители общественных организаций.

Обычно заседания совета проходят формально. Но этот раз стал исключением. Эксперты буквально разгромили программу ARD. Причиной, по которой у них лопнуло терпение, стала реакция публики. Немецкие телезрители в массовом порядке выражают недовольство тем, как ARD рассказывает о кризисе на Украине. Люди жалуются на «односторонний характер материалов в ущерб России, недостаточную взвешенность и отсутствие всестороннего подхода».

Совет счел своим долгом провести мониторинг работы ARD. Были проанализированы многие сводки последних известий, ток-шоу, тележурналы на темы, связанные с Крымом и Украиной. Результаты проверки еще больше обеспокоили членов Programmbeirat. Они встретились с представителями зрительской аудитории. Многие граждане обозначили освещение украинских событий журналистами ARD как «наивное, одностороннее и опасное».

Члены совета по сути разделили это мнение. В резолюции, принятой ими единогласно, содержатся жесткие формулировки. Репортажи ARD могли вызвать впечатление «предвзятости» и были «исходно направлены против России и российской позиции». Важные аспекты конфликта «не нашли отражения в материалах ARD».

Приводится ряд конкретных примеров, причем с самого начала, с выхода на Майдан. «Политические и стратегические цели НАТО при расширении альянса на Восток» не были отражены точно так же, как интересы Европейского Союза при заключении соглашения об ассоциации с Украиной. Отсутствующая легитимация так называемого Совета Майдана и «роль радикальных националистов, в особенности партии «Свобода»» играли столь же незначительную роль, как и срыв направленных на урегулирование кризиса договоренностей 21 февраля. Не сообщалось о том, что Янукович был свергнут с нарушением конституции. Не подвергались критическому анализу такие политики, как Юлия Тимошенко и Виталий Кличко. Не приводились «убедительные доказательства утверждений об участии в украинском конфликте военнослужащих России». Выбор немецких экспертов, участвовавших в ток-шоу на украинские темы, не был сбалансированным.

Международные тележурналы «Вельтшпигель», снятые в Баварии, отличает «односторонняя, ведущаяся почти что на языке времен холодной войны модерация». Передачи центрального телевидения ARD, посвященные Украине, столь предвзяты, что даже их названия «часто отражают антироссийские тенденции».

Подробно описан случай манипуляции в главном вечернем выпуске новостей телевидения ARD. Корреспонденту Кристиану Неефу, подключившемуся из Украины, задали вопрос: «Хотят ли жители Донецка, чтобы их освободили правительственные войска?» Нееф ответил: «Не думаю, потому что местные очень скептически относятся к Киеву». Интервью шло под запись. В эфире это место вырезали. Зато оставили мнение Неефа о том, что жители Донецка вроде бы стали меньше поддерживать повстанцев.

В резолюции, принятой единогласно, 9 членов Наблюдательного совета рекомендуют продюсерам и редакторам работать «более основательно» и тщательнее готовить материалы. Пожелания быть объективными, отказавшись от русофобии, там нет. Но в контексте всего сказанного оно как бы подразумевается.

Впрочем, совет по своему статусу может рекомендовать, но не может указывать. После замечаний, сделанных им, ничего в сути вещания на ARD не изменилось. Заместитель программного директора ARD Томас Бауманн упреков не признал. По его словам, многочисленные передачи ARD на украинские темы давали и продолжают давать полную, всестороннюю картину происходящего. Неофициально же, со ссылкой на генерального продюсера Тома Бурова, в корпорации говорят о существующем указании «защищать западные интересы».

Ведущие политики правящей коалиции и главные электронные СМИ о критике, выраженной в адрес ARD, умолчали. Зато о ней подробно рассказали в интернете. Лидеры двух ведущих оппозиционных партий — «левых» и «Альтернатива для Германии» — поддержали позицию, выраженную членами Наблюдательного совета.
«Подтвердилось то, что было ясно уже месяцами: ARD вещает односторонне и тенденциозно, занимая в украинском конфликте антироссийскую позицию. Крупнейшая медиакорпорация Германии нарушает свой информационный долг и охотно превращается в подручного политических интересов. Это неприемлемо», считает, например, одна из лидеров «левых» Сара Вагенкнехт.

Мнения