- Татьяна Васильевна, готово ли российское общество к долгосрочному санкционному давлению?
— Да, российское население готово к долгосрочному санкционному давлению, если учитывать массовые настроения. В последние годы можно было наблюдать рост настроений пассивной неудовлетворенности (его еще называют вербальным). Пассивная неудовлетворенность выражается в словах, а не в действиях. Мы все могли наблюдать проявления этого в сети Интернет.
При переходе на следующий уровень — активной неудовлетворенности, то есть готовности к действиям, очень важно, кто или что станет объектом протестной активности. Это может быть власть, такое наблюдалось.
Но в результате произошедших событий (не сама военная операция, а агрессивные санкции со стороны стран Запада) направленность меняется. На массовом уровне нашелся ответ на вопрос «кто виноват?». Отсюда рост поддержки действий власти.
- Каковы представления российской молодежи о специальной военной операции на Украине и насколько адекватно молодые россияне понимают ее причины и задачи?
— По поводу представлений и понимания молодежи о целях российской спецоперации на Украине — оно точно очень слабое. К сожалению, операция не была подготовлена ни рационально, ни психологически. Отсюда и реакция спонтанная, эмоциональная.
Только после начала военной операции начались попытки предложить адекватные и одновременно понятные пояснения и доказательства. Их мешает услышать спонтанная негативная реакция многих представителей молодежи на действия условной власти.
- Чем может быть обусловлен молодежный протест в современных условиях?
— Наши предыдущие исследования представлений и ценностей молодежи показали, что в восприятии значительной части молодежи (особенно наиболее юной когорты) наметилась тенденция воспринимать власть, государство, государственные институты и их представителей в качестве своеобразных «чужих», противопоставляемым нам, «своим». Она может проявляться при оценке принимаемых решений.
Во-первых, настроения неудовлетворенности у молодежи формируются быстрее, чем у старших поколений, и могут принимать более эмоциональную форму. Во-вторых, в этом проявляется восприятие происходящих событий через дихотомию «свой» — «чужой», о которой я уже говорила.